Жорж Санд и Фредерик Шопен познакомились на ужине у любовницы Франца Листа, графини д’Агу. Молодой композитор развлекал гостей игрой на фортепиано. Хозяйка дома решила, что двум творческим личностям, возможно, будет интересно познакомиться друг с другом. Но у Шопена эта встреча оставила лишь неприятный осадок. «Что это за отвратительная женщина — Жорж Санд? - рассказывал он своему другу. - Да и женщина ли она вообще?». Это и неудивительно, что Шопена с его изысканными манерами, с его чувством прекрасного шокировало бурильное поведение писательницы на публике и её внешний вид. А вот Жорж Санд с первой встречи была поражена этим польским виртуозом.

Судьба позже сводила их не раз. И после близкого общения они прониклись взаимной симпатией. Сначала Шопен и Санд встречались тайно, но в 1838 году об этом романе шумел весь Париж. Зимой этого же года влюбленные вместе с двумя детьми Санд, дочерью Соланж и сыном Морисом, отправляются на испанский остров Майорка. В те годы Фредерик Шопен страдал от туберкулёза и постоянных приступов кашля, и выбор места для путешествия еще и определялся тем, что мягкий климат, возможно, поможет Шопену поправить здоровье.
Они прибывают туда настоящей семьей, но счастье их длилось недолго. Несмотря на то, что Жорж Санд ухаживала за Шопеном каждый день, здоровье его в Испании лишь ухудшилось. А как только владелец дома узнал, что молодой композитор болен, то тотчас же приказал им убираться. По законам того времени все вещи и мебель, к которым прикоснулся больной туберкулёзом полагалось сжечь. Стоимость пропавшего имущества пришлось оплачивать Шопену и Санд. Они упорно пытались найти новое жилье, но никто не соглашался помочь им. Поэтому единственное прибежище, в котором их семье отказать не могли, был монастырь. Хотя и там долгое время нрав Жорж Санд выдержать не могли. Для монастырских стен женщина, одетая в мужское платье и курящая, была слишком сильным потрясением.
Пара принимает решение вернуться в Париж. Но сколько не упрашивала Жорж Санд, ни один из кораблей не хотел принять больного на борт. Всё-таки Санд и Шопену удалось уговорить одного из капитанов, правда гениальному композитору, блистательной писательнице и двум детям выдали кабину по соседству с загоном для свиней. Жорж Санд молча перенесла все неудобства, а вот Шопен позже вспоминал, что у этих свиней были условия на порядок лучше, чем у него.
Весной 1841 года Жорж Санд и Фредерик Шопен возвращаются во Францию. Влюбленные принимают у себя Гейне, Бальзака, Делакруа. Шопену это изысканное общество приходится по вкусу, к тому же все знаменитые гости трепещут от его музыки. Жорж Санд гордится своим Шопетте или Шопинским, как она шутливо его называет. Это был период их счастья, когда чувства в комфортной атмосфере вспыхнули с новой силой. Зимой влюбленные живут в Париже, на лето уезжают в деревушку Ноан. Жорж Санд пишет роман «Консуэло» с главной героиней певицей, а Шопен помогает любимой как музыкальный консультант.

«Жорж Санд и Фредерик Шопен», Эжен Делакруа
Но здоровье Шопена лишь ухудшается. Весной 1844 года его приходится на руках вносить на лестницу дома. Жорж Санд поняла, что ей придется взять полную опеку над всей семьей, так как Шопен был болен и полностью погружен в свои мысли, он жил в каком-то своем отдельном мире. Вся семья поселилась в поместье Жорж Санд. Об их отношениях по-прежнему было много слухов. Многие обвиняли Санд в том, что она убивает Шопена, другие же напротив называли композитора «злым гением» и «крестом» Санд. Сама же писательница по прежнему была без памяти влюблена в Шопена, поэтому, стараясь всячески помочь ему, свела их отношения к чисто дружеским. Но сам Шопен воспринимал такое положение, как обидное, и постоянно ревновал, считая, что у Санд появились новые любовники.
«Если какая-то женщина и могла внушить ему полное доверие, то это была я, а он этого никогда не понимал… Я знаю, что многие люди меня обвиняют, — одни за то, что я его измотала необузданностью своих чувств, другие за то, что я привожу его в отчаяние своими дурачествами. Мне кажется, что ты-то знаешь, в чём дело. А он, он жалуется мне, что я его убиваю отказами, тогда как я уверена, что я его убила бы, поступая иначе…», - писала Жорж Санд другу Шопена, Альберу Гржимале.
Детям Жорж Санд увлечение их матери тоже приходилось не по вкусу. Сын Морис постоянно ревновал мать к Шопену. И в 1946 году, после сильной ссоры с Морисом, Фредерик Шопен заявляет о своем твердом решении покинуть их дом. Санд же принимает сторону сына и не удерживает своего партнера. «Этого не могло быть, не должно было быть, Шопен не вынес моего вмешательства во всё это, хотя оно было необходимо и законно. Он опустил голову и сказал, что я его разлюбила. Какое богохульство после восьми лет материнской самоотверженности! Но бедное оскорблённое сердце не сознавало своего безумия», - пишет позже Санд.
А вот уже повзрослевшая дочь Санд, Соланж, напротив настраивала композитора против Санд. По некоторым слухам она и сама была влюблена в Шопена. Об этом свидетельствует их тесная дружба вплоть до самой кончины Фредерика Шопена. Соланж в своих письмах постоянно рассказывала Шопену о новых пассиях Жорж Санд, еще сильнее отдаляя их. Позже Санд пишет Шопену: «…она ненавидит свою мать, клевещет на неё, чернит её самые святые побуждения, оскверняет ужасными речами родной дом! Вам нравится слушать всё это и даже, может быть, верить этому. Я не буду вступать в подобную борьбу, меня это приводит в ужас. Я предпочитаю видеть вас во враждебном лагере, чем защищаться от противницы, которая вскормлена моей грудью и моим молоком».

Памятник Шопену и Жорж Санд в Париже
Постепенно переписка Шопена и Жорж Санд прекратилась, и они вовсе утратили связь. Встретились после этого лишь случайно в марте 1848 года. Об этой встрече Санд написала так: «Я думала, что несколько месяцев разлуки излечат рану и вернут дружбе спокойствие, а воспоминаниям справедливость… я пожала его холодную дрожащую руку. Я хотела говорить с ним — он скрылся. Теперь я могла бы сказать ему, в свою очередь, что он разлюбил меня». У неё так и остались о нём прохладные воспоминания.
В романе Жорж Санд «Лукреция Флориани», который вышел в 1947 году, многие увидели явные параллели с отношениями писательницы и композитора. Безумно влюбленная Лукреция — это сама Санд, а вот предмет её любви Кароль, очаровательный эгоист, ставший причиной её гибели, списан с Шопена. Хотя сам Фредерик Шопен всегда отказывался узнавать себя в этом герое.
Но предсказания Санд не сбылись. Она пережила Шопена на 27 лет. Да и всё указывает на то, что Шопен продолжал любить Жорж Санд до конца своей жизни. Об этом свидетельствует и конверт, найденный в его дневнике, и слова, которые он произнес за несколько дней до смерти: «Она обещала, что я умру в её объятьях».
Отношения с Санд для Шопена всегда были непростыми. Генрих Гейне так писал о великом композиторе: «Это человек необыкновенной чувствительности: малейшее прикосновение к нему — это рана, малейший шум — удар грома; человек, признающий разговор только с глазу на глаз, ушедший в какую-то таинственную жизнь и только изредка проявляющий себя в каких-нибудь неудержимых выходках, прелестных и забавных». Несмотря на то, как нелегко было Шопену жить в атмосфере эпатажа и постоянного надрыва, всё же многие исследователи сходиться во мнение, что свои лучшие произведения он написал именно в период их совместной жизни.

Фредерик Шопен, 1849 год

Жорж Санд, 1865 год
Они были разными людьми, разнилось и их творчество, оба они принесли друг другу немало страдания. Но, невзирая на это, их десятилетний роман до сих пор считается одним из самых невероятных. Притяжение, которое держало их вместе, может быть объяснено их совместной поглощенностью работой. Шопен никогда не писал лучше, чем в те годы, которые он провел с Жорж Санд в Ноан: он волновал клавиши весь день, в то время как она писала всю ночь. И, в конце концов, у нас есть невероятная по своему строению музыка и романы, которые рассказывают о том, как это быть женщиной во времена Санд. Поэтому, несмотря на всю сложность, никто не может назвать их отношения ошибкой.
Комментариев нет:
Отправить комментарий